Historiographical Basis of the Researches of the Process of Adaptation of Personality in the Works of Scientists- Psychologists (1980-s -1990-s)
Abstract
In the context of historiographic study of the research of the process of personality’s adaptation in the works of domestic scientists-psychologists (1980-s -1990-s) has been analyzed in the article. The attention is paid to the interpretation of the concepts «adaptation», «psychological adaptation», types of adaptation. The information on the research problems of psychological adaptation of the personality in the works of domestic scientists-psychologists of the mentioned period has been offered. Separately the concept of personalization of A.V.Petrovskyi, and the concept of the system study of the process of adaptation in connection with specific components (energetical, environmental, social, active, professional, individual and personal) of V.A.Semychenko have been analyzed.
Downloads
References
Налчаджян А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / Альберт Налчаджян. – Ереван : АН Армянской ССР, 1988. – 263 с.
Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. – 1982. – № 3. – С. 44–54.
Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92–100; Балл Г. А. Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии / Георгий Александрович Балл. – Киев – Донецк : Ровесник, 1993. – 32 с. – Библиогр.: с. 29–31.
Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности : учеб. пособ. [для пед. ин-тов] / Игорь Семенович Кон. – М. : Просвещение, 1979. – 175 с.
Просецкий П. А. Социальное взаимодействие в системе «преподаватель – студент» в период адаптации первокурсников к условиям высшей школы / П. А. Просецкий // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. – М. : МГПИ, 1980. – С. 83–84.
Семиченко В. А. Сформированность представлений о профессионально значимых качествах учителя как психологическое условие активности студентов в учебной деятельности : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / В. А. Семиченко. – М., 1981. – 28 с.
Будякина М. П. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятиях / М. П. Будякина, А. А. Русалинова // Социальная психология и социальное планирование / под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1973. – С. 92–97.
Брудный В. И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и младших специалистов / В. И. Брудный, К. И. Бодрова, Ю. В. Чуфаровский. – М. : Педагогика, 1976. – 44 с.
Зотова О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения : сб. статей. – М. : Наука, 1979. – С. 219–232.
Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.05 «Социальная психология» / И. К. Кряжева. – М., 1980. – 24 с.
Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Юрий Анатольевич Александровский. – М. : Наука, 1976. – 272 с.
Аливердиева И. А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности : автореф. дис. на соискание научн. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / И. А. Аливердиева. – Ленинград, 1978. – 20 с.
Короленко Ц. П. Вселенная внутри тебя (эмоции, поведение, адаптация) / Цезарь Петрович Короленко, Галина Васильевна Фролова. – Новосибирск : Наука, 1979. – 204 с.
Шафранская К. Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека / К. Д. Шафранская // Тезисы науч. сообщ. сов. психологов к XXII Междунар. психол. конгрессу. – М., 1981. – Ч. 2. – С. 486–487.
Бенедиктова Л. Ф. Проблемы адаптации студентов в психологической литературе / Л. Ф. Бенедиктова // Психология профессиональной подготовки в вузе. – Минск : Народное образование, 1982. – Вып. 2. – С. 24–33.
Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : автореф. дис. на соискание науч. степени д-ра психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / Ю. М. Орлов. – М., 1984. – 33 с.
Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Борис Николаевич Алмазов. – Свердловск : СГПИ, 1985. – 152 с.
Некипелов М. И. Изменение психофизиологических функций у студентов в процессе адаптации к учебной деятельности / М. И. Некипелов, Г. Г. Кухлова // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск, 1986. – 123 с.
Сантросян К. О. Психологические вопросы адаптации студентов к высшей школе / К. О. Сантросян. – Ереван : ЕГУ, 1986. – 168 с.
Данияров С. Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов / С. Б. Данияров, В. В. Соложенкин, И. Г. Краснов // Психологический журнал. – 1989. – № 1. – С. 99–105.
Бибрих Р. Р. Мотивационные аспеты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Р. Р. Бибрих // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. – Кишинев : Штиинца, 1990. – С. 17–29.
Прихожан А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А. М. Прихожан // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987. – С. 98–115.
Петровская Л. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / Лариса Андреевна Петровская. – М. : МГУ, 1987. – 137 с.
Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений / Владимир Сергеевич Агеев. – М. : МГУ, 1983. – 114 с.; Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие : социал. - психол. проблемы / Владимир Сергеевич Агеев. – М. : МГУ, 1990. – 239 с.
Copyright (c) 2013 Pedagogical Discourse
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.